Вчера, 11 апреля, состоялось очередное совещание президента РФ Путина с членами правительства.
Открыл он совещание с вопроса о ценах на топливо, в том числе на моторное топливо, который актуален сейчас, как никогда, в преддверии посевной.
Президент дал ясно понять, что недоволен ценами на бензин. При том, что цены сдерживаются практически в ручном режиме [при рыночной экономике, как нам говорят], средняя цена на топливо в России с прошлого года выросла на 11%. Вице-премьер Дмитрий Козак согласился с мнением Путина, отметив, что ситуация выглядит «не так оптимистично». «По состоянию на 10 апреля розничные цены на бензин в среднем составляют 42,3 рубля за 1 л, что на 1,4% больше, чем в декабре 2018 года. А на дизтопливо — 47,2 рубля, что на 1,6% выше, чем в декабре. Изменения в первую очередь обусловлены ростом из-за увеличения налога на добавленную стоимость на 2%», — заметил Козак.
По словам вице-премьера, с нефтяниками договорились о возврате цены на летний дизель к уровню октября прошлого года. «Это позволит снизить еще на 1,3-1,7 рубля за литр цену дизельного топлива, прежде всего для сельхозпроизводителей», — сказал Козак.
Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты сомневаются, что правительство сможет снизить или хотя бы удержать цены на бензин в ближайшее время. И рядовым потребителям рассчитывать на низкие цены на топливо не стоит.
При этом, на независимых АЗС стоимость бензина может вырасти на 8-9% уже до конца года. Ручное управление ценами на бензин в целом демонстрирует отсутствие стабильности, заявляют эксперты отрасли.
Напомним, осенью прошлого года, когда цены на бензин устремились ввысь, правительство договорилось с нефтяниками о заморозке цен на топливо. Необходимость подписания подобного соглашения возникла из-за того, что для большинства российских компаний поставки на экспорт были выгоднее продаж топлива на внутреннем рынке.
В соответствии с этой договоренностью, нефтяные компании сдерживали цены на своих НПЗ в пределах цен, установленных правительством и одновременно увеличили поставки топлива на внутренний рынок на 3% по сравнению с прошлым годом. При этом государство должно было компенсировать компаниям разницу между установленной им ценой топлива и более высокой ценой, за которую нефтяники смогли бы продать топливо на экспорт. Как неоднократно отмечал Козак, этот «демпфирующий» механизм, который частично должен компенсировать нефтяникам упущенную выгоду от недопоставок топлива на экспорт, работает.
В конце марта-начале апреля соглашение между правительством и нефтяными компаниями продлили до июля 2019 года.
Но, как показала практика, механизм сработал не в пользу нефтяников. Хотя мировые цены на черное золото в начале года были достаточно высоки, цены на бензин в Европе держались на низком уровне, чем предполагало правительство. В итоге, нефтяные компании, которым премия (или дисконт) к экспортной цене топлива рассчитывалась не от текущих биржевых цен, а от установленных правительством, оказались в глубокой яме. Об этом заявлял, в частности, глава «Лукойла» Вагиф Аликперов.
Сейчас в срочном порядке правительство ищет дополнительные средства для того, чтобы компенсировать нефтяным компаниям эти громадные потери. Вопрос в том, у кого они отнимут…