Рост цен на авиабилеты составит по итогам текущего года 9–10%. Такой прогноз озвучил заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Борис Шокуров. С этими цифрами согласны в Высшей школе экономики (ВШЭ) и ГосНИИ гражданской авиации.
Как заявил Шокуров, «авиакомпании получают прибыль во II и III кварталах, а I и IV — всегда убыточны. Однако по нынешнему году положительных финансовых результатов, увы, не ожидается». По данным АЭВТ в I квартале 2019 года авиаперевозчики потеряли 45 млрд руб, что на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года. В то время, как
операционные убытки за весь прошлый год составили около 54 млрд руб.
Как подчеркивают эксперты отрасли, основные факторы, формирующие убытки — это высокая стоимость авиакеросина. Кроме того, на рынке образовалась разбалансировка между провозными мощностями (избыточным количеством мест в действующем флоте) и спросом на авиабилеты, который неуклонно падает из-за снижения платежеспособности населения.
Автор исследования, руководитель консалтингового агентства «Инфомост» Борис Рыбак писал в свое время, что «отечественная авиационная отрасль подвергается беспрецедентному давлению со стороны государства, мы постоянно слышим призывы снизить стоимость авиабилетов. Хотя никто не призывает поставщиков авиатоплива снизить стоимость авиационного керосина, банкиров — снизить ставки по кредитам».
Керосин с начала года подорожал на 1,5–2%, а в прошлом году рост стоимости превысил отметку в 30%. В ходе прямой линии глава государства обратил внимание на этот факт. При этом цены на авиабилеты выросли на 9 % за тот же период. «У нас рост [цен на авиабилеты] в среднем составлял в год 2%, а здесь сразу почти 10%», — сказал он. Президент тогда предложил включить авиакеросин в соглашение с нефтяниками о стабилизации цен, которое предполагает демпфирующую надбавку компаниям за сдерживание роста цен на топливо.
С 1 августа эта поправка начала действовать: авиаперевозчики смогут получать компенсации за подорожание авиатоплива, если его экспортная цена с учетом затрат на логистику превысит 48,3 тыс. руб. за тонну. По мнению Шокурова, планка установлена слишком высоко и не позволит авиакомпаниям рассчитывать на компенсацию. Так, авиакомпании смогут рассчитывать на выплаты в рамках демпфера, в случае если цены на нефть на мировом рынке поднимутся до $65 за баррель.