Федеральное авиационное управление США назвало предварительную причину крушения самолета Boeing-737 Max 8 в Эфиопии.
По данным экспертов, это сбой в работе системы MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System), или системе улучшения характеристик маневрирования.
«Большинство специалистов склоняются к мнению, что причиной катастрофы могла стать автоматизированная система MCAS, которая дала сбой во время последнего полета эфиопского лайнера компании Ethiopian Airlines в начале марта», — рассказали собеседники газеты The Wall Street Journal и отметили, что та же самая неполадка привела к трагедии в Индонезии с самолетом компании Lion Air.
Автоматизированная система предотвращения сваливания в штопор на самолетах Boeing 737 MAX 8 и 9 включается сама, если самолет, управляемый вручную, слишком резко набирает высоту, что грозит потерей скорости и подъемной силы. При включении система сама направляет нос лайнера вниз, и самолет под действием силы тяжести вновь набирает скорость, объяснял пилот Boeing 737 Денис Окань в своем блоге сразу после первой катастрофы. При включившейся автоматике вручную изменить траекторию полета пилоту не так просто – нужно приложить дополнительные серьезные усилия. А для того, чтобы отключить систему и вернуть самолет в ручное управление, нужно быстро сообразить, где возникли проблемы, и отключить автоматику специальной кнопкой на штурвале. Теоретически в этом нет ничего сложного, но в условиях стрессовой ситуации пилот может этого не сделать.
Данные «черных ящиков» показали, что система включилась самостоятельно после того, как самолет начал резко пикировать. После чего передняя часть самолета могла начать погружаться вниз. Это и привело к необратимым последствиям.
Такой автоматической системы нет в предыдущем поколении 737 – Boeing 737 NG 800. На прошедших 27 марта слушаниях о ходе расследования эфиопской трагедии в сенате США, депутатов интересовал, в частности, и вопрос, почему ранее пилоты, которым предстояло летать на Boeing 737 MAX 8, не проходили серьезного дополнительного обучения по управлению новым самолетом.
Напомним, жертвами трагедии в Эфиопии стали 157 человек, граждане 35 стран. После катастрофы многие страны приостановили полеты авиалайнеров этого типа, а также закрыли для них свое воздушное пространство.