На Мозырском НПЗ в Беларуси пришло в негодность дорогостоящее оборудование. Руководство одного из двух крупнейших нефтеперерабатывающих госпредприятий республики связывает эту поломку с некачественной российской нефтью.
«В течение последних нескольких дней Мозырский НПЗ перерабатывает нефть сорта Urals c высоким содержанием хлорорганики, обладающей повышенной коррозионной активностью. Плохое качество перерабатываемого сырья сказалось на работе оборудования», – рассказал источник белорусского агентства на предприятии. В частности, специально созданная по этому инциденту комиссия обнаружила признаки коррозионного разрушения теплообменных трубок, которые пришлось демонтировать и отправить в ремонт.
Ранее, 19 апреля, концерн «Белнефтехим» предъявил претензии к качеству нефти, поставляемой российской «Транснефтью». Речь идет о «резком ухудшении» качества российского сорта Urals, который через территорию Беларуси по нефтепроводу «Дружба» прокачивается далее в Европу. Отдельные пробы показывали превышение допустимой нормы этих веществ в 100 раз. Опасность хлорорганических соединений – в их высокой коррозионной агрессивности.
Концерн ввел временное ограничение на экспортные поставки российских нефтепродуктов и потребовал с российской «Транснефти» компенсацию. Российская компания признала факт поставки некачественной нефти. Минэнерго отреагировало следующим образом: «ухудшение качества нефти носит технический характер и не связано с вопросами взаимоотношений двух стран».
Как известно, белорусский лидер Александр Лукашенко неоднократно заявлял, что местные переработчики нефти несут потери из-за проводимого в России налогового маневра. Это предполагает поэтапное снижение пошлины на экспорт нефть до нуля к 2024 году и одновременное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Россия поставляет нефть в Белоруссию по внутренним ценам (то есть без уплаты пошлин). Подобные меры приведут к росту цены на российскую нефть для Беларуси, которая перерабатывает ее на своих НПЗ. Из-за начавшегося маневра Белоруссия уже потеряла за последние три года почти $4,5 млрд, а к 2025 г. недосчитается еще $10,6 млрд.