Европарламент в четверг, 4 апреля, проголосовал за проект поправок в Газовую директиву ЕС. Документ распространяет действие законодательства Евросоюза на газопроводы из третьих стран. То есть, и на строящийся газопровод «Северный поток-2». Теперь документ отправится на утверждение Совету Евросоюза.
Согласно внесенным изменениям, правила ЕС распространятся на участок «Северного потока-2» на территории и в территориальных водах Германии, т.е. на территории ЕС. Такая формулировка — результат компромисса, достигнутого Германией и Францией.
За применение новых правил будет отвечать немецкий регулятор — Федеральное агентство по сетям, но под контролем Еврокомиссии. Конкретные условия Германия сможет прописать в отдельном межправительственном соглашении с Россией, но и оно должно быть утверждено Брюсселем.
Принятые изменения распространятся на все газопроводы, действующие и будущие. Но, имеются и исключения из правил:
1. Освобождаются от применения Третьего энергопакета трубопроводы, которые уже введены в эксплуатацию на момент вступления в силу изменений. Ожидается, что они начнут действовать летом. Следовательно, «Северного потока-1», запущенного в 2011-2012 годах, это не коснется. «Северный поток-2», как обещает Газпром, будет достроен до конца года.
2. Исключение не должно вредить ни конкуренции на рынке, на котором будет действовать новый трубопровод, ни защите прав потребителей внутри ЕС.
Запрос на освобождение от действия Газовой директивы немецкому регулятору должна подать компания Nord Stream 2, строящая «Северный поток-2» (единственным учредителем компании является российский «Газпром»), который и примет решение, делать ли исключение для газопровода. Но окончательное решение — за Еврокомиссией.
Позиция Еврокомиссии в этом вопросе предельно ясна: транспортировкой не может заниматься компания, которая одновременно и добывает его и продает (так называемый «анбандлинг» или «разъединение активов»). На данный момент Nord Stream 2 под это правило не подходит.
«Газпром» по-своему пытается решить эту проблему и уже заявлял, что создаст независимого оператора. В то же время, замглавы Секретариата Европейского энергетического сообщества Дирк Бушле подчеркивает, что в «анбандлинге» главное — вопрос контроля. Если «Газпром» контролирует оператора, то и условие не выполняется, поясняет он.
Для гарантирования независимости оператора третьим энергопакетом предусмотрен целый ряд защитных мер. В том числе, тот должен владеть инфраструктурой, необходимой для транспортировки газа, самостоятельно набирать персонал, самостоятельно принимать решения по транспортным активам.
Соответствие оператора этим требованиям определяет национальный регулятор, т.н. сертификация. О ее результатах также необходимо сообщать Еврокомиссии, и она осуществляет контроль за соблюдением всех требований.
Еще одно важное требование директивы — предоставление доступа к трубе для прокачки топлива для третьих лиц. Это также сложно обеспечить в случае «Северного потока-2», так как начало он берет в России, где монополия на транспортировку газа также у «Газпрома».
Кроме того, к важным требованиям правил можно отнести и тарифы на транспортировку, не нарушающие конкуренцию. Эти тарифы будет устанавливать не собственник трубы, а национальный регулятор.
При этом важно, что Газовая директива будет распространяться лишь на немецкую секцию «Северного потока-2». Если Берлин и Москва договорятся об общей методологии тарифов, она и будет применяться. Если же нет, то немецкий регулятор применит свои тарифы только к немецкой части трубы.
Пока никто из специалистов отрасли не может дать точный прогноз относительно изменений, которые затронут «Северный поток-2» после одобрения поправок и тех действий, которые предпримет российская сторона для сохранения этого газопровода и его успешной эксплуатации в будущем.